Общество Брянскаго рельсопрокатнаго, железоделательнаго и механическаго завода. Акция на предъявителя в 100 руб., г. С.-Петербург, 1912 г.

Общество Брянскаго рельсопрокатнаго, железоделательнаго и механическаго завода. Акция на предъявителя в 100 руб., г. С.-Петербург, 1912 г.


[ Предприятия / Машиностроение ]
[ 1912 г. ]
[ Из коллекции Банка "ЦентроКредит" ]
Акционерное общество "Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод" (ныне АО БМЗ) было основано в 1873 г. Началось все с того, что на строительстве дороги Витебск - Орел московский купец Петр Губонин работал с инженером путей сообщения Виктором Голубевым. Тот убедил Губонина в том, что рельсы и другое оборудование не следует везти из-за моря, что для этого надо строить заводы в России. Голубев на тот момент уже участвовал в строительстве Московско - Курской и Балтийской железных дорог, и приступал к Уральской. Губонин и Голубев в июле 1873 г. учредили Общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Позднее, в процессе строительства и формирования завода к «делу» присоединился инженер, землевладелец, князь В. Н. Тенишев. Вскоре он взял на себя руководство предприятием, а затем стал основным его владельцем.
Капитал общества был установлен в 400 тыс. руб. (4 000 акций по 100 руб. каждая, оформленные "на предъявителя").
Задуманный как рельсопрокатное предприятие, Брянский машиностроительный завод, благодаря инициативам Тенишева, стал быстро расширять ассортимент продукции. С 1875 г. было начато изготовление мостов и других стальных конструкций. Знаменитый дебаркадер Киевского вокзала в Москве, спроектированный талантливым инженером Шуховым, был создан именно на Брянском машиностроительном заводе. Это огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы.
В Санкт-Петербурге из брянской стали построен дебаркадер Варшавского вокзала. В 1877 г. на заводе заработали бессемеровские конвертеры - одни из первых в России, а уже в 1880 г. Брянский машиностроительный завод производил 30% всей русской стали. В 1910 г. инженер А. Рожков разработал и внедрил на Брянском машиностроительном заводе метод отливки изделий из многослойной стали, который затем был запатентован заводом в США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Швеции, Италии, Японии, Испании, Канаде, Венгрии и ряде других стран. Для военных ведомств изготавливалась снаряды и броня. Знаменитый броненосец «Потемкин» был одет в брянскую броню. С 1883 г. Брянский машиностроительный завод начал строить пароходы, шаланды, землечерпалки и доки. К востоку от завода был построен рабочий поселок Бежица (ст. Завод Брянский) с населением 25 тыс. человек и довольно развитой по тем временам инфраструктурой. Завод содержал оркестр вольно-пожарного общества и парк с летним театром и кинематографом.