АО Русско-Балтийского вагонного завода в Риге. Акция в 250 руб., г. С.-Петербург, 1906 г.


[ Предприятия / Машиностроение ]
[ 1906 г. ]
[ Из коллекции Банка "ЦентроКредит" ]

Общество возникло в 1869 г. как филиал бельгийско-немецкой вагоностроительной фирмы "Ван дер Зипен и Шарлье" (создана в 1846 г.). Получив заказ на постройку 500 вагонов для Риго-Двинской железной дороги, Зипен и Шарлье решили не платить ввозную пошлину, а изготовить продукцию прямо на месте. Был открыт филиал в Риге, на ул. Вольмерская, 2. В 1874 г. филиал был преобразован в "Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода" с основным капиталом 1,2 млн. руб.
В 1908 г., после нескольких удачных госзаказов, производство вагонов пошло на убыль. Председатель правления, главный владелец завода Михаил Владимирович Шидловский предложил совету правления Общества организовать производство автомобилей, тем более, что военное ведомство всерьез заинтересовалось автомобилями и уже намечался заказ фирме "Лесснер". Но военные остановились на Руссо-Балте, и в 1911 г. завод впервые получил заказ на автомобили для русской армии.
В 1911 г. Общество создало собственное конструкторское бюро, на пост руководителя которого пригласили молодого киевского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
27 апреля 1913 г. состоялся первый полёт четырёхмоторного самолёта "Грандъ", сконструированного Сикорским, и переименованного затем в "Русский витязь". Затем был самолёт, способный выполнять функции дальней разведки и тяжёлого бомбардировщика - знаменитый "Илья Муромец". Вплоть до 1915 г. ни одна страна мира не имела подобных аппаратов.
Во время Первой мировой войны завод из Риги был эвакуирован в Москву (Покровское-Фили) и Петроград.
В 1918 г. авиационный отдел в Петрограде был национализирован, объединен с Авиационным заводом В. А. Лебедева и заводом "Гамаюн", а в 1967 г. переименован в "Ленинградский северный завод". Основным профилем завода стало производство военных ракетных комплексов С-200 и С300 ПМУ.
Завод в подмосковных Филях (с 1933 г. носил имя С. П. Горбунова) был перепрофилирован в самолётостроительный, а потом в аэрокосмический. Сейчас (с 1961 г.) он называется НПО им. М. В. Хруничева и является одним из лидеров космической отрасли.