Сумские Машиностроительные Мастерские (Анонимное Общество). Акция ценностью в 125 руб. золотом, Брюссель, 1897 г.

Сумские Машиностроительные Мастерские (Анонимное Общество). Акция ценностью в 125 руб. золотом, Брюссель, 1897 г.


[ Предприятия / Машиностроение ]
[ 1897 г. ]
[ Из коллекции Банка "ЦентроКредит" ]

АО занималось изготовлением и ремонтом оборудования для сахарных заводов, шахт Донбасса и железной дороги.

Из воспоминаний слесаря завода Григория ОБОЗНОГО (1908 г.) узнаем, что рабочий день на заводе длился 11,5 часов — с 6 утра до 7 вечера с двумя перерывами на завтрак и обед. В конце рабочего дня люди выстраивались в шеренгу и таким образом выходили через проходную, где их обыскивали надсмотрщики и вооруженный урядник.
Мастер вершил суд: принимал на работу и увольнял, штрафовал, определял зарплату и надбавки к ней, инициировал или тормозил продвижение по службе, переводил в другой цех. За спор с начальством полагался штраф от 15 до 25 коп., за опоздание на 5 минут — штраф 15 коп. Штрафы предусматривались и за изготовление бракованной детали, поломку инструмента, распитие алкогольных напитков. За эти прегрешения рабочий мог лишиться месячного заработка.
Изредка для поощрения назначались надбавки к зарплате: раз в году мастер мог добавить квалифицированному работнику от 0,5 до 2 коп. за час.

Зарплата заграничных мастеров, по меркам начала XX века, была непостижимо высока — 200 рублей в месяц плюс бесплатное жилье. Русские мастера получали 60-75 рублей в месяц. Средняя зарплата рабочего составляла 2 руб. 80 коп. в день. Обучение молодежи на заводе длилось 3-4 года, первые три месяца ученик работал бесплатно, потом — за 4 рубля в месяц.

В 1928 г. предприятие переименовано в "Сумской машиностроительный завод им. М. В. Фрунзе". Сейчас ОАО "Сумское НПО им. М. В. Фрунзе" - ведущее предприятие СНГ по производству автомобильных заправочных газокомпрессорных станций и оборудования для транспортировки газа. Экспорт в Россию и Туркмению составляет более 70 % продукции НПО.